Об инструменте аккордеон


Аккордео́н – это язычковая клавишно-пневматическая хроматическая ручная гармоника, вобравшая в себя свойства разных музыкальных инструментов. По внешнему облику аккордеон напоминает баян, по конструкции — гармонь, а клавишами - схож с фортепиано. В голосах мелодии два строевых (основных) язычка как правило звучат в «розлив» (с небольшой разницей в настройке), что определяет особенность звучания аккордеона по сравнению с баяном, у которого те же язычки звучат точно в унисон. Ещё одним отличительным признаком является обязательное наличие регистров в голосах мелодии. 

История возникновения этого музыкального инструмента удивительна, извилиста и до сих пор вызывает оживленные дискуссии в профессиональной среде. Зарождение истории аккордеона, как и баяна, берёт начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения.  (Подробнее о шене можно прочитать в статье «Об инструменте баян»)

У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Фридрих Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга. В 1787 году чешский органный мастер Франтишек Киршнер, трудившийся при российском царском дворе, придумал новую систему язычковых планок и положил её в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но значимым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники - колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков. (На изображениях ниже - современные язычковые планки)




Элементы голосовой планки



Голосовая планка 
в собранном виде

17-летний Христиан Фридрих Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар - мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки инструмента вдоль одной из сторон были соединены и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплёта книг. А чтобы язычки не вибрировали одновременно, Бушман снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура». 


Инструмент Бушмана



Христиан Фридрих Бушман

Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента. 



Кирилл Демиан



Схема инструмента Демиана

Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы. В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». 

В России тоже есть прямой предок современного аккордеона - это елецкая рояльная гармонь. Её история восходит к середине XIX века. Крестьянин А.П. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоней. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Новый рояльный инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой. Сейчас елецкая рояльная гармонь охраняется как наследие UNESCO.

Изначально применение аккордеона было ограничено лишь областью досуга. Во многих странах его использовали повсюду, где люди хотели получать удовольствие и веселиться - в первую очередь народные празднества, уличные ресторанчики, пикники. Позднее аккордеон стал незаменимым инструментом в танцевальной поп-музыке, джазе и зейдеко, а затем вышел на сцену как солирующий инструмент. 

Аккордеон очень популярный инструмент во многих странах мира: Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии и других.

Несмотря на это, аккордеон по-прежнему продолжает совершенствоваться. Сейчас на этом инструменте без переложений можно исполнять произведения для фортепиано, челесты, клавесина, фисгармонии и органа. Прекрасно звучат на аккордеоне музыкальные шедевры величайших классиков: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе, Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, П. Чайковского, А. Скрябина, Д. Шостаковича, Н. Римского-Корсакова.

Очень впечатляюще аккордеон звучит с симфоническим оркестром.

Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германии. Это немецкие марки: Horch, Hohner, Weltmeister, Barcarole, Firotti; итальянские марки: Scandalli, Pigini, Victoria, Bugari, ZeroSette, Borsini; в России это инструменты фирм: «Юпитер», «Тульская гармонь» и «АККО».

Аккордеоны, что очень важно, выпускают разных размеров: от самых маленьких ученических, до больших концертных.



Самый маленький аккордеон - 1/2 - диапазон чуть больше двух октав, в основном применяется в учебных целях.



Аккордеон средних размеров - 3/4 - диапазон две с половиной октавы, применяется в учебных целях и любительском музицировании.





Аккордеон чуть больше среднего - 7/8 - диапазон три октавы, применяется для любительского музицирования.



Полный аккордеон – диапазон три с половиной октавы, применяется как концертный инструмент.

Ешё в 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны. А современный цифровой аккордеон обладает рядом преимуществ по сравнению с акустическими инструментами. Прежде всего, это уменьшенные габариты и вес, ввиду чего инструмент может использоваться даже детьми без ощущения дискомфорта. Строй цифрового аккордеона можно повышать и понижать по желанию в несколько движений. Он нечувствителен к переменам температур и не нуждается в настройке, что облегчает эксплуатацию. Цифровой аккордеон имеет в левой руке многие оркестровые комбинации звучания, к примеру, с ударными инструментами - можно запрограммировать систему самому и играть звукам барабанов левой рукой. Помимо вышеперечисленного, цифровой аккордеон может воссоздавать и звук своего «ближайшего родственника» - баяна, не говоря уже о звуках самых разнообразных аккордеонов, начиная от итальянского джазового и французского musette.

На сегодняшний день аккордеон – всенародно любимый музыкальный инструмент, способный озвучить любое человеческое чувство от безысходной тоски до ликующей радости.

 


При составлении статьи "Об инструменте аккордеон" использованы следующие интернет-ресурсы:

1) https://ru.wikipedia.org/wiki/

2) https://toolsmusic.ru/yazyichkovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-akkordeona.html

3) https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/akkordeon

4) https://www.audiomania.ru/cifrovoj_akkordeon/

5)https://www.youtube.com/

6) https://yandex.ru/images/