Об инструменте баян



Бая́н - это русский народный музыкальный инструмент. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Баян - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре. Является одним из самых совершенных клавишных пневматических инструментов.

Мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный древний музыкальный инструмент «шэн», появившийся более двух-трёх тысяч лет назад в Китае. Как и в баяне, в основу извлечения звука шена был заложен язычковый принцип. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.



Шен





В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Франтишек Киршнер, трудившийся при российском царском дворе, решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. В результате экспериментов Киршнер изобрел язычковые планки и спроектировал первые модели своего инструмента.

 В начале 19-го столетия немец Христиан Фридрих Бушман начал работу над созданием более совершенного инструмента с помощью камертона-устройства, помогающего настроить звук органа. В таких целях использовалась металлическая пластина (язычок) - которая изначально приводилась в движение только усилиями легких мастера. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями Кирилл Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение.

В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник. В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский музыкант-самородок Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером  Леонтием Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.



Николай Иванович Белобородов

Гармонь 
Н. Белобородова и Л. Чулкова

Гармонь стала трёхрядной с диапазоном в четыре октавы в 1891 году, благодаря баварскому мастеру из Германии Г. Мирвальду.

Спустя 6 лет Л. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды.

К середине XIX века гармонику считали символом нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. 

По такому же принципу делались самые маленькие концертные череповецкие гармоники — черепашки.  Отличались от тульских гармоник, прежде всего, крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

Созданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались высотой звука при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на Тальянках необходимо было знать, как играть мехами.

Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Ливенские инструменты имели очень длинные меха. Известно, что западные мастера стали применять такой порядок расположения звуков значительно позднее. 

Сибирскими мастерами была изготовлена сибирская гармоника, подобная ливенке. Звукоряд мелодии располагался в одном ряду (15 клавиш), в басовой части - в два ряда (12 клавиш).

Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь, постепенно становилась баяном.

В 1907 году гармонист-виртуоз, музыкальный деятель Яков Фёдорович Орланский-Титаренко сделал заказ мастеру Пётру Егоровичу Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «Баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. В то время, на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе строили крейсер под тем же названием - «Баян». Пётр Егорович шутя говорил рабочим этого завода, часто бывавшим у него: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» — большую усовершенствованную гармонику».



Пётр Егорович Стерлигов



Яков Фёдорович 
Орланский-Титаренко


Баян конструкции П. Стерлигова 
(правая клавиатура)


Баян конструкции П. Стерлигова 
(левая клавиатура)

П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет «готовых» аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры. Давайте посмотрим, как же устроен баян.


В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Он активно используется различными музыкантами и занимает важное место в составе оркестра народных русских инструментов.

При игре на выборном баяне музыкант может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов, умеющих играть в оркестре, аккомпанировать хореографии или народному пению, исполнять музыкальные произведения в ансамбле с другими народными инструментами: балалайкой, гитарой, домрой и другими.


В настоящее время фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. Появились электрические и электронные баяны. Современный электронный баян - это, по сути, целый оркестр в руках одного музыканта. Он обладает тысячами тембров: от скрипки и гавайской гитары - до трубы и клавесина, синтезирует звучание струнной или любой другой группы инструментов, позволяет на фоне многоголосного оркестрового звучания выделить тембром и динамикой солирующий голос и, наконец, имеет в качестве аккомпанемента электронную ритм-приставку, имитирующую игру на ударных инструментах. Всё это открывает перед исполнителем на электронном баяне поистине бескрайние горизонты творческих поисков. И при всем том баян и гармонь остаются народными инструментами, игра на которых - бальзам для русской души.



При составлении статьи "Об инструменте баян" использованы следующие интернет-ресурсы:

1) https://ru.wikipedia.org/баян

2) https://toolsmusic.ru/yazyichkovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-bayana.html

3) http://folkmusic.ru/bayan.php

4) https://bestzagar.ru/health/istoriya-razvitiya-bayana-issledovatelskii-proekt-na-temu-muzykalnye/

5) https://poigarmonika.ru/statyi/k-100-letiyu-bayana-ili-kto-izobryol-bayan.html

6) https://www.akkordeonist.ru/history/poyavlenie-garmonik-bayanov-i-akkordeonov-v-rossii

7) http://youtube.com/

8)  https://yandex.ru/images/