Об инструменте балалайка

Загрузка ...


Балала́йка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа. В звучании балалайки словно слышится сама русская душа - то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…

Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- – звукоподражательную форму со значением «говорить, балакать, болтать» (в восточнославянских диалектах со значением - «шутить»), как в словах балагур, балабол, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента - развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать.

Балалайка, как гудок, волынка, гусли считается одним из древнейших русских музыкальных инструментов. История происхождения балалайки затерялась в веках. Когда и кем она изобретена  неизвестно. Есть разные версии возникновения балалайки. Согласно одной из них исследователи считают, что балалайка была придумана на Русио чём свидетельствует в своей книге путевы́х заметок под названием «Записка», арабский путешественник и историк Ахмад ибн Фадлан, посетивший в качестве посла в 921 году Волжскую Болгарию и видевший балалайку у заезжих русов. В московских хрониках слово балалайка впервые упоминается в XVII веке (1688 году - указ царя Алексея Михайловича об уничтожении гуслей, домр, балалаек). 

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом.




Балалайка округлой формы

Балалайка треугольной формы

Изготавливали балалайку только самодельно. Треугольную форму корпуса балалайка приобрела не в акустических целях, а для удобства и просты самостоятельного изготовления инструмента крестьянами. Корпус балалайки выдалбливали из целого куска дерева или делали из дощечек. Лады на грифе заменяли жильные перевязки. Струнами служили жилы животных.  Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения для исполнения незатейливых наигрышей, частушек, песен местной традиции.

Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати: в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и других.  

В 1883 году, путешествуя по своему имению, молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал игру на балалайке своего дворового - замечательного народного музыканта-виртуоза Антипа Васильева. 


Василий Васильевич Андреев

Антип Васильев - балалаечник-левша

Встреча с Антипом сыграла огромную роль в жизни Андреева. Он понял, что балалайка, более чем любой другой русский народный инструмент, способна в совершенстве передавать характер русских народных плясовых песен, что в ней таятся такие потенциальные возможности, о которых никто даже и не подозревает. Василий Андреев решил модернизировать инструмент. Но это оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к балалайке, а высший свет презирал её, ведь этот музыкальный инструмент был развлечением крестьянским. 

Первая концертная балалайка была изготовлена скрипичным мастером - Владимиром Васильевичем Ивановым.

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Станиславовича Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку, снабдив её гриф врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделённым перекладинами-ладами на полутона. Это позволило исполнять на балалайке более виртуозные пассажи и, что особенно важно, хроматические последовательности и гаммы.


Франц Станиславович Пасербский

Семён Иванович Налимов

Талантливо претворил в жизнь все проекты Андреева по усовершенствованию балалайки Семён Иванович Налимов - столяр-краснодеревщик, служивший в имении Василия Васильевича. Он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счёт подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы. Русский балалаечный Страдивариус - такое почётное прозвище получил музыкальный мастер С.И. Налимов за выпускаемые им инструменты, являющиеся идеалом совершенства.

Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв её из народа, он хотел вернуть её в народ и распространить. Василий Васильевич решил сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Стремясь возродить фольклорные традиции коллективного музицирования на народных инструментах, Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке», первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года. Свою всемирную известность балалайка приобрела в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Концерты, которые дали музыканты кружка Василия Андреева в Русском павильоне, имели ошеломляющий успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыкальной культуры. После успешных концертов в России и за рубежом «Кружок любителей игры на балалайке» получил название «Великорусский оркестр». В настоящее время он именуется как Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева.

Именно для «Кружка любителей игры на балалайке» Франц Станиславович Посербский изготовил разновидности балалайки с разными диапазонами и спецификой звучания: пикколо, дискант, альт, тенор, бас, контрабас. В итоге, все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими.

В семейство балалаек современного оркестра русских народных инструментов входят: прима, секунда, альт, бас и контрабас. 

Балалайка, которая так хорошо известная и привычная всем, называется балалайка-прима. Имеет академический строй ми-ми-ля первой октавы. В русском народном оркестре, как правило, именно для неё пишутся все главные солирующие партии, произведения «для балалайки с оркестром». Балалайка-прима - виртуозный инструмент. Благодаря своим совершенным пропорциям, она позволяет исполнять высокотехничные произведения, которые по своей сложности не уступают произведениям, написанных для солирующих симфонических инструментов. Также существует множество переложений для балалайки-примы.

Балалайка-альт – оркестровый инструмент. Как правило, она исполняет в оркестре функции аккомпанемента, но иногда ей также доверяют исполнять соло. По своему строю похожа на балалайку-приму, с той лишь разницей, что ми-ми-ля у неё не первой, а малой октавы.

Балалайка-секунда, также как и балалайка-альт является оркестровым инструментом, исполняя функции аккомпанемента. Строй у этой балалайки отличается от двух предыдущих: ля-ля-ре (ля малой октавы, ре первой октавы).

На балалайках альт и секунда играют, в основном, аккордами или интервалами, так как перед ними стоит задача гармонического заполнения произведения.

На балалайке-прима все приёмы звукоизвлечения осуществляются пальцами правой, а иногда и левой руки. Основное балалаечное звукоизвлечение - это удары и защипывание струн, которые при различных вариантах преобразуются в исполнительские приёмы, используемые балалаечниками: пиццикато - одинарное и двойное, бряцание, дробь, тремоло и вибрато. На балалайках альт и секунда играют медиатором, так как струны у них металлические и достаточно «толстые».

Балалайка-бас и балалайка-контрабас - балалайки басовой группы. Строй у них одинаковый: ми-ля-ре, но отличается октавами (балалайка бас играет в большой октаве, а контрабас в контроктаве), за счет этого создается объёмность звучания басовой группы. Данные балалайки являются фундаментом всего оркестра, именно они держат темп и не дают «улететь» вперед инструментам, которые исполняют виртуозные оркестровые места. Играют на них медиатором.

Пётр Ильич Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».

Уникальность балалайки заключается в том, что она - идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом, на балалайке можно и солировать.

Можно увидеть балалайку в различном сочетании. Например, друг с другом - дуэты, трио балалаек. Неподражаемо и изумительно красиво звучит унисон балалаек.

В сочетании с балалайкой популярны такие дуэты, как баян (или гармонь) и балалайка, фортепиано и балалайка, домра и балалайка, гитара и балалайка. Наша русская "треуголка" вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения. Посмотрите творческое состязание балалайки и гитары:

Одним из известных современных популяризаторов балалайки и виртуозом игры на ней является Алексей Архиповский. Его виртуозность - явление запредельного - высшего уровня. Огромный арсенал всяческих штрихов и звуковых эффектов, головоломная техника на фоне актёрского воплощения образа скомороха.

Алексей Архиповский относится к балалайке как к инструменту, на котором можно сыграть всё, что угодно и как угодно. Пожалуй, как никто другой, он может управляться с балалайкой, извлекая поистине симфоническое звучание всего из трёх струн.

В марте 2011 года российская книга рекордов России присвоила Алексею Архиповскому звание «Лучший в мире балалаечник». Со своими выступлениями он объездил полмира, одинаково успешно собирая залы в России и за рубежом. Это о нём говорят - Паганини русской балалайки, сравнивают с Джимми Хендриксом. Паганини в своё время открыл ранее неизвестные возможности скрипки, а Хендрикс - электрогитары. Алексей же поднял на совершенно новую высоту искусство игры именно на балалайке. Он один из тех музыкантов, кто оценил и использовал «электрификацию» балалайки (звук к зрителям поступает по проводам со звукоснимателя, непосредственно подключенного к балалайке), что придало звучанию инструмента большую восприимчивость к передаче разнообразных нюансов. Алексею Архиповскому удалось доказать, что инструмент, ассоциирующийся у большинства людей с незатейливыми русскими народными мелодиями, может извлекать звучание арфы, клавесина и банджо.




При составлении статьи "Об инструменте балалайка" использованы следующие интернет-ресурсы:

https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/balalajka

https://www.legato.su/stati/balalaika.html

https://eomi.ru/plucked/balalaika/

http://www.balalaika-master.ru/history/2/

https://www.culture.ru/materials/174935/istoriya-balalaiki

https://zen.yandex.com/media/id/5d9e09a2bd639600b1987dc6/raznovidnosti-balalaek-5dd43a1b0d682f6da91c3faf

https://gpvn-ru.turbopages.org/s/gpvn.ru/balalaika/history

http://www.balalaiker.ru/expluatation/balalaika/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Балалайка

https://zen.yandex.ru/media/id/5b3df9b343cf0000a9169f45/nedoocenennaia-posmotrite-chto-mojet-russian-balalaika-v-umelyh-rukah-5c20d03e77a2d900aaf1da4d